среда, 7 июля 2010 г.

Игры, в которые играют читатели (психология читательских взаимоотношений с библиотекарем)

Весь мир — театр
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.


В. Шекспир

Все мы играем в игры. И наши читатели тоже. Игры постоянно повторяются. Время от времени человек играет в свою любимую игру. Как можно классифицировать игры, в которые играют читатели?
Игра «Лучший в мире Карлсон»
Основное правило: Читателю все дозволено. Требуй книги, журналы, а также ручки и листы бумаги, помочь решить задачу, позвонить в другой город, а если не дадут, то пойти и взять все самому. Вести себя раскованно, но не нахально. На замечания реагировать с детской непосредственностью во взоре и немедленно переключать внимание библиотекаря на интерьер: требуй объяснить в чем заключается идея выставки, попутно завалив несколько выставленных книг, ну и т.д.
Игра «Старуха Шапокляк»
Основное правило: взирать на все и на всех свысока (даже если рост с кепкой и каблуками составляет метр пятьдесят). Постараться, чтобы от взгляда замирали листья герани, а часы полуобморочно отсчитывали свои последние секунды. Вести себя так, как будто вы по одну, а библиотекари по другую сторону баррикады. Презрительно поджав губы, всем своим видом демонстрировать: «Как же у вас в библиотеке скучно». Как вариант: «Какой невыразительный интерьер, (бедный фонд, некомпетентный персонал)».
Игра «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Роль Ильи Муромца (читатель). Первое появление: смущенно топтаться у кафедры, всем своим видом показывая: «А я-то чего? Я ничего». Движения размашистые, голос зычный. Сев на место нужно разговаривать как можно громче, шуршать обертками, хрустеть кириешками и пр.
Роль Соловья-разбойника (библиотекарь). На действия Ильи-Муромца реагировать шипяще-свистящими звуками: «Ш-ш-ш», «Тщ-тщ» и пр.
Золушка
Внешний вид: «Светлая» улыбка, руки сложены на животе. Бросать взгляды, как бы говорящие: «У вас такая тяжелая работа! Ах, я вас так понимаю! Ничего, ничего я подожду».
Основное правило: Тихонько стоять у кафедры в одиночестве, олицетворяя всем своим видом вселенскую скорбь, и терпеливо ждать, пока кто-нибудь подойдет и спросит, что ей требуется. На обращение библиотекаря, с той же «светлой» улыбкой протянуть список литературы (не менее 4-х листов). Если вам что-то вдруг не выдадут до победного стоять у кафедры немым укором.
Знайка
Девиз: Не главное чему учиться, важнее сам процесс.
Основное правило: Появиться как с Доски почета. Формулировать свои запросы как можно более заумно, например: «Мне необходимы доказательства того, что экзистенциальные потребности люмпена в необратимом процессе пауперизации априори сводятся к полной атараксии, и что кичливость и выспренняя фанаберия превращают его в инфернальный архетип, достойный моего изучения». Если вдруг (а почему бы и нет) библиотекарь что-нибудь (есть такой шанс) подберет, то выразить недовольство и сказать, что данная литература не может претендовать на полноту раскрытия материала.
Иванушка-дурачок.
Основное правило: никаких правил.
Появление: решительное, шаг четко-громкий. Назовите фамилию по буквам, потом по слогам, потом целиком. Пока библиотекарь ищет ваш формуляр - произнеси алфавит. ВСЁ! Теперь все поверят, что читать ты точно умеешь. Чтобы поверили окончательно - читай вслух. Через полчаса верни книгу, скажи, что дали не то, не принимай доводов, смейся, если отправят к картотеке, проси ткнуть пальцем в искомый текст.

Конечно, играют и в другие игры, ведь у каждой библиотеки есть свои сумасшедшие. Жаль, что редко играют в «Идеального читателя», может потому, что про такого никто не написал?

5 комментариев:

  1. Это Ваш опус? Шикарно:-)))На обращение библиотекаря, с той же «светлой» улыбкой протянуть список литературы (не менее 4-х листов). Если вам что-то вдруг не выдадут до победного стоять у кафедры немым укором.

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно мой. Правда написано было давненько, в бытность библиотекарем читального зала.

    ОтветитьУдалить
  3. Я когда был маленький, пришел в ближайшую библиотеку, и заявил библиотекорше что хочу прочитать все сказки. Она сначала офанарела, потом подобрала пятирик сборников. Это какой был тип читателя?)

    ОтветитьУдалить
  4. Ну, здесь вообще-то описаны не типы читателей, а особо запомнившиеся мне модели поведения. Но я надеюсь, что когда вы были маленььким, то ваш тип был - "будущий постоянный читатель".

    ОтветитьУдалить
  5. Интересно! Мне б читателей как "Золушка" и "Знайка". Сама когда-то где-то вела себя так. Вот и привлекли некоторые библиотекари своей открытостью и терпением, умением помочь...

    ОтветитьУдалить