четверг, 24 июня 2010 г.

Имидж библиотеки и библиотекарей в г.Белово

Исследование проведено методом анкетирования пользователей МУ «ЦБС г. Белово». Первый блок вопросов должен был помочь нам оценить: из чего складывается имидж библиотечного персонала.
По мнению читателей, на первом месте оказалось внимательное отношение к читателям – 85,7 %, на втором – профессиональная компетентность – 65,7 %, на третьем – качество работы – 54,2 %. Ответы на этот блок вопросов позволяют сделать вывод о высокой значимости человеческих качеств сотрудников и качества обслуживания ими читателей.
Также участвующие в данном анкетировании пользователи библиотеки считают важными элементами имиджа внешний вид сотрудника и интерьер и внешний вид помещения (32,8 и 22,8 % соответственно).
Среди ответов были и такие: хорошее отношение к клиенту; высокий интеллект; разнообразие услуг.
Анкетируемых просили оценить некоторые профессиональные качества библиотекарей.
Очень существенными качествами библиотекаря, по мнению наших читателей, считаются:
вежливость (84,2 %), внимательность (71,4 %), улыбчивость (51,4 %), тактичность (44 %), компетентность (44 %), пунктуальность (31,4 %).
Лидирование позиций вежливость, внимательность, компетентность еще раз подтверждает выводы, сделанные по результатам ответов на третий вопрос.
Таким образом, идеальный образ библиотекаря – это вежливый, внимательный, улыбчивый, тактичный и в тоже время он компетентен и пунктуален. И, по мнению одного анкетируемого библиотекарь должен всегда быть в хорошем настроении.
Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета не только в общении с посетителем, но и во внешнем облике. Следующий блок вопросов был нацелен на установление определенных требований к облику персонала. Это особенно важно для работников, обслуживающих читателей.
По итогам нашего исследования было выяснено отношение к внешнему виду библиотекарей. Большинство респондентов считают, что не имеет значения, какой должна быть одежда библиотекаря – официальной или повседневной – 67,1 %. Из тех, кто считает, что это все-таки важно, 21,4 % настаивают на официальной одежде, а 7,1 - на повседневной.
30 % наших читателей считают, что одежда библиотекаря может быть любого цвета. Из тех, которые были названы как идеальные для одежды библиотекарей, лидирует черный цвет, а также однотонные, неброские и коричневый, светло-коричневый цвета. На третьем месте по Центральной библиотеке оказалась одежда черно-белого цвета. Два пользователя Центральной библиотеки хотели бы видеть библиотекарей в красном, а один указал «цвета теплых тонов».
В нашем исследовании для обсуждения читателям, был предложен такой аспект, как фирменная одежда библиотекарей. 78,5 % считает, что форменная одежда для библиотекарей не нужна.
Заметное большинство пользователей (91 %), участвовавших в анкетировании, отметило, что в костюме библиотекаря обязательно должен присутствовать бэйдж.
На вопрос «К какому библиотекарю, хотели бы обращаться чаще?» большинство называли не конкретные имена и фамилии, а характеристики идеального на их взгляд библиотекаря. Вот наиболее распространенные ответы:
- к вежливому, тактичному, компетентному - 11 человек
- к квалифицированному - 7 человек
- к тому, кто знает фонд - 3 человека
Насмешил ответ 17-летнего молодого человека, ответившего, что он предпочитает обращаться к молодым девушкам, так как они более активные. 10 человек отметили, что для них не имеет значения к кому обращаться, так как весь персонал тактичен и вежлив. И это не может не радовать.
В нашей анкете присутствовал и вопрос о первом впечатлении о библиотеке, и изменилось ли оно впоследствии.
В целом, ситуация благоприятная. 64,2 % наших читателей отметили, что первое впечатление о работниках библиотеки было положительное и впоследствии оно не изменилось. У 11,4 % - знакомство было не очень приятным, но в последствии оно изменилось в лучшую сторону. В худшую сторону впечатление изменилось лишь у одного человека (читатель Центральной библиотеки), которые написал: «Да изменилось в плохую сторону (не о всех)». Некоторые читатели к своим ответам приписывали следующее:
- Мнение отличное!
- Вполне нормальное. Сейчас более внимательны ко мне.
- Впечатление хорошее. Девчонки молодцы!
Один читатель даже пофилософствовал: «Первое впечатление бывает ошибочным всего процента на два».
На вопрос «Что бы вы изменили в деятельности библиотеки?» 27 % читателей ответили, что менять ничего не надо, 24,2 % предложили увеличить и обновить фонд, 11,4 % - предложили расширить (сменить) помещение. Из предложивших сменить помещение большая часть читателей – читатели Центральной библиотеки в возрасте от 18 до 27 лет. 10 % хотели бы, чтобы выписывалось большее количество наименований газет и журналов, 5,7 % изменили бы дизайн, интерьер помещения, 2,9 % сменили бы мебель и оснастили бы библиотеку технически, подсоединились бы к Интернету. Замерзшие читатели читального зала предполагают, что лучше было бы, если было бы теплее и решили сменить систему отопления.
Некоторые очень серьезно подошли к этому делу и решили отменить выходные дни (1 человек), увеличить режим работы до 20-00 (2 человека), изменить график выдачи книг в читальном зале (1 человек). Судя по возрастной категории (от 18 до 27 лет) – это студенты, которым никогда не хватает времени.
Приятно, что не забыли и о нас, 4,2 % читателей повысили бы нам зарплату. Также вспомнили и об электронных каталоге и картотеке, вынесли предложение больше информировать население о предоставляемых услугах. А один человек возмутился: «В такой тесноте, о каких изменениях может идти речь».
Радует, что, в общем, впечатление от библиотек системы у читателей положительное. И в основном это заслуга персонала. Так как помещение, мебель, интерьер вызывают желание их сменить у значительного числа пользователей.

1 комментарий:

  1. Спасибо за такое подробное исследование имиджа библиотекаря у читателей, что-то подобное я хочу провести у себя. Их ответы еще раз подтверждают и мое мнение о современном библиотекаре.

    ОтветитьУдалить